Джоанна 12.08 Великобритания предлагает Вам запомнить сайт «"Russian Connection". Русская сеть.»
Вы хотите запомнить сайт «"Russian Connection". Русская сеть.»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Путь к истине:Рецепты- Кухня-Очаг-Огонь-Женщина-Звезды-Вселенная-Бог-Истина

счетчик посещений

Поиск по блогу

Читать

Наши Лучшие Сайтеры!

2188 пользователям нравится сайт ramzianetwork.mirtesen.ru

Мы рады Вам!

  • Сейчас в сети никого нет

2188 пользователям нравится сайт ramzianetwork.mirtesen.ru

Не жалейте заварки! Роман Гершуни
15 идеи сада .
Джоанна 12.08 Великобритания 9 июн 15, 00:26
+7 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Солнечное затмение и Суперлуние 20.03.2015? Откликнитесь у кого произошел сбой здоровья!
Джоанна 12.08 Великобритания 20 мар 15, 21:45
+2 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Гибель Великой Тартарии . Часть 2
Джоанна 12.08 Великобритания 27 фев 15, 14:53
+2 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

ЧАЙНЫЙ КЛИПЕР "КАТТИ САРК".

развернуть

ЧАЙНЫЙ КЛИПЕР "КАТТИ САРК".

 

 

.

 

ЧАЙНЫЙ КЛИПЕР "КАТТИ САРК" "Катти Сарк" - самый известный корабль в мире.

.

Он единственный скоростной корабль и единственный чайный клипер, который является символом достижений в мореплавании.

.

Около 15 миллионов туристов посетили этот корабль. 22 ноября 1869 года, этот красивый клипер весом в 978.5 тонны начал свой путь из Думбартона по реке Левен. "Катти Сарк" был построен для Джона Джока Уиллиса, капитаном торгового судна, которому перешла в наследство фирма судовладельцев в Лондонском порту.

4

Здесь его больше знали как "White Hat Willis" (Уиллис в белом цилиндре), так как он всегда его носил.

.

Это была именно его амбиция построить самый быстрый корабль, который бы первый прибывал из Китая с чаем.

7

 

РАЗМЕРЫ КОРАБЛЯ

Длина - 85.4 метра

Ширина - 11 метров.

Глубина - 6.7 м.

Вес - 978.5 тонн.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ Гринвич, Лондон.

Центр был поврежден во время пожара, хотя коллекция, которая включает в себя резную фигуру (зачастую, это голова, размещенная над водорезомкорабля) "Нэнни", не пострадала.

  АДРЕС: Cutty Sark Gardens, Greenwich, London SE10 9HT

фото

http://modelbuilder.narod.ru/cutty/cutty.htm


Ключевые слова: Англия, экскурс по странам
Опубликовала , 10.04.2011 в 20:05
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:14 СЧАСТЛИВАЯ ОШИБКА СТАРОЙ БЕЛОЙ ШЛЯПЫ

Шел 1870-й год. Уже год как был открыт для прохода судов Суэцкий канал, на 3000 миль сокративший путь на Восток пароходам (парусники, естественно, пользоваться им не могли). Один за другим медленно, но верно пересекали океаны высокотрубные паровые бриги и барки, извергая в небо клубы дыма. Дальновидные судовладельцы вкладывали капиталы только в суда с механическим двигателем - паровой машиной; их все более многочисленные пароходы (за последние 20 лет тоннаж парового флота увеличился в 8 раз) становились грозной силой, неумолимо вытесняющей парусный флот.

И вот в это бурное время "Катти Сарк" вышла в первое плавание - свой, как говорят англичане, девичий рейс. Клипер, предназначенный для перевозки китайского чая, был поистине чудом совершенства корабельных форм, вершиной многовекового развития парусного вооружения. Глядя на него, было невозможно предположить, что этот великолепный корабль еще на стапелях представлял собой анахронизм , что судовладелец сделал явную ошибку, вкладывая деньги в постройку парусника. Да стоило ли предаваться мрачным размышлениям, когда под ногами покачивалась палуба нового клипера, стремительно бегущего с попутным ветром! Под форштевнем вскипала жемчужная пена и, проскальзывая вдоль бортов, сливалась с кильватерной струей, этот мерцающий след тянулся на много миль, незаметно растворяясь в безбрежных просторах...

А предстояло сначало пройти через два океана 16 000 миль до Шанхая, затем столько же на пути обратно. Это значило, по крайней мере, три с половиной месяца мчаться без единого захода в порт туда, чтобы не опоздать, чтобы в мае, когда чай нового урожая подвозят к причалам, встать под погрузку первым, а затем те же три с половиной, если не все четыре, месяца торопиться с грузом обратно, чтобы побыстрее доставить чай на лондонский рынок. Это значило четыре раза пересекать экватор, дважды штормовать по всей "длине" Атлантики и "ширине" Индийского океана, дважды обойти мыс Доброй Надежды, не случайно называемый в старину мысом Бурь, бороться с тайфунами экзотических Яванского и: Китайских морей, ухитряться сохранять управление в штиль...
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:15 "Катти Сарк" - трехмачтовый чайный клипер - был построен в шотландском городке Думбартоне (на реке Клайд, близ Глазго) по заказу известного лондонского судовладельца старого Джона Уиллиса. Отец его тоже был судовладельцем, и потому Джон получил надлежащее воспитание: чтобы он овладел профессией моряка, его без лишних разговоров еще мальчиком отправили в море. Теперь у Джона Уиллиса было немало клиперов, среди которых выделялись прекрасными мореходными качествами "Ламмермюр" и "Твид". Он понимал толк в кораблях-гонщиках, много лет сам ходил капитаном на своих клиперах и всей душой ненавидел "коптящие небо" паровые суда с их шумными машинами и толпой грязных кочегаров. На пароходах тех времен устанавливались еще далеко не совершенные машины, пожирающие огромное количество угля. Владельцы их уповали на то, что в один прекрасный день будет изобретен какой-то новый вид топлива или появятся новые, экономичные машины, благодаря чему их суда избавятся от необходимости возить на себе непомерный запас угля. Но Уиллис и другие "консерваторы" упорно утверждали, что ничего подобного произойти не может, что ни котел, ни машину усовершенствовать нельзя, а с Суэцким каналом обязательно стрясется какая-нибудь неприятность - вероятнее всего, его просто занесет илом. И тогда поглядим, - заявляли Уиллис и его коллеги - сумеет ли лондонский рынок обойтись без парусных кораблей? Океанский ветер - который ничего не стоит! - был и остается вечной движущей силой. И неразумно отказываться от него ради дорогостоящих и капризных механизмов, пожирающих далеко не дешевое на морских путях топливо...

Давая заказ верфи "Скотт и Линтон", старый Уиллис прямо-таки горел оптимизмом. Причиной тому был неожиданный бум, поднятый по обе стороны Атлантики: почти одновременно оказалось спущено на воду около дюжины прекрасных клиперов. Такого не было уже давно! Знаменитая компания "Локс лайн" только что заказала сразу четыре клипера - "великолепный квартет". Абердинская "Уайт Стар лайн" построила первый клипер с железным корпусом "Патриарх". Их знаменитый клипер "Фермопилы", построенный годом раньше, недавно совершил свой пер-кый рейс в Мельбурн за 60 дней. Это был рекорд: за 60 дней почти 15 000 миль! Два месяца клипер шел со средней скоростью 10 узлов! (Ни один владелец пароходов не смел и мечтать о таком рейсе. Сама по себе 10-узловая скорость фантастической уже не казалась, но пароходы тратили на заходы для приемки угля - бункеровку - столько времени, что в пути потребовалось бы поддерживать гораздо более высокую, пока недостижимую скорость.)

Снедаемый завистью Уиллис лелеял мечту, что его будущий клипер добьется лучшего результата. В Мельбурн за 60 дней? А почему бы не за 55? И Уиллис принялся диктовать молодому и талантливому конструктору Геркулесу Линтону свои условия. Надо подчеркнуть, его преследовала навязчивая идея - создать корабль, способный быть первым среди всех. К ужасу судостроителей упрямый заказчик потребовал взять за образец обводов нового клипера корпус его старого "Твида". "Твид" был довольно необычным судном. Он был построен как паровой фрегат "Пенджаб" для Ост-Индской компании. Уиллис ухитрился купить пароход по дешевке, продал его машину за 10 000 фунтов, а корпус несколько удлинил и превратил в парусное судно - клипер.

Молодой Линтон, вероятно, не получил особого удовлетворения от визита "Старой Белой Шляпы" (так прозвали Джона Уиллиса за необъяснимое пристрастие к белому, безукоризненной чистоты цилиндру). И было от чего призадуматься. "Твид" выглядел мощным и солидным судном с массивной кормой. На взгляд тех, кто больше всего ценил в обводах корабля изящество арабских скакунов, любимое детище Уиллиса походило на ухоженную ломовую лошадь. Но это было удивительное судно: несмотря па массивность, "Твид" шел довольно легко. Почему? Тут было что-то от счастливой случайности. Над тем, как воспроизвести эту случайность, и ломал теперь голову Линтон. Во всяком случае, и у него было твердое намерение - построить первоклассное судно.

Как бы там ни было, одна черта "Твида" нашла конкретное выражение в корпусе "Катти Сарк". Это как раз та самая корма - мощная корма, мало похожая на обычную клиперскую корму. Надо сказать, клипера строились уже без малого четверть века, пренебрегать накопленным опытом было рискованно. С другой стороны, Линтон хорошо знал, что даже для самых мореходных клиперов наибольшую опасность представляла попутная штормовая волна. Не было ничего страшнее, чем уходить от шторма. Управление кораблем - штурвал и компас, вахтенный помощник и матрос-рулевой, да и все, что находилось на корме, подвергалось при этом постоянной опасности быть смытым за борт. Рулевые вынуждепы были привязываться к штурвалу, даже случайный взгляд, брошенный за корму, заставлял сердце замирать в ужасе! (Забегая вперед, скажем, что и на "Катти Сарк" рулевые привязывались к штурвалу, хотя и редко.) А ведь мощная корма служила бы хоть какой-то защитой от попутной волны...
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:16 В конце концов, поразмыслив об этом, молодой Линтон проникся уважением к странному заказчику.

Компания сделала все, чтобы клипер стал шедевром. Оговоренная контрактом цена постройки "Катти Сарк" была равна 21 фунту за тонну, однако для создания шедевра такой суммы явно не хватало. В дело шел только лучший материал: отличное железо, выдержанное дерево - отборный ильм, тик, красная сосна. Но все хорошее, как известно, стоит больших денег... Фирма "Скотт и Линтон" вышла из дела (рабочим стало нечем платить) и обанкротилась, не успев вооружить превосходно собранный и спущенный на воду 22 ноября 1869 г. корпус.

Клипер, достроенный уже другой фирмой - другими мастерами, по по чертежам Линтона, отнюдь не был копией "Твида" или какого-нибудь другого судна. Это был корабль, восхищавший знатоков, но, пожалуй, никому не приходило в голову, что новому клиперу суждено точно так же восхищать настоящих моряков и сто лет спустя, когда его ровесники канут в прошлое, а эпоха расцвета парусов станет такой же далекой и смутной, как времена средневековья.

"Катти Сарк" на шотландском диалекте буквально означает - короткая женская сорочка. Это из повести в стихах Роберта Бернса "Тэм О' Шентер", которая ничего общего с морем не имеет:
Но если кто-нибудь из вас
Прельстится полною баклажкой
Или Короткою Рубашкой...

Что говорить, странное название! В те годы суда носили звучные, внушительные названия, например "Вестник рассвета", "Утренняя фея", "Пылающий крест", "Властелин морей". По обе стороны Атлантики судовладельцы состязались в выборе высокопарных имен. Ведь и бывалым морякам и пассажирам, собирающимся со всей семьей куда-нибудь за океан, больше приходились по душе корабли с "надежными" названиями, подобными "Королеве колоний" или "Колеснице славы". Среди такой коллекции "Короткая сорочка" выглядела нелепа, но, тем не менее, моряки и торговцы неожиданно быстро привыкли к странному названию, очевидно и потому, что его легко произносить.

Деревянная женская фигура на носу клипера, изображающая героиню народных сказаний и соответственно поэмы Бернса - Нэн-Короткую-Рубашку, была превосходно выполнена мастером Ф. Хельером из Блэкуэлла. Ниспадающая складками довольно длинная одежда красотки переходила в волнорез на форштевне, и ведьма-распутница неожиданно получила облик чуть ли не древнегреческой богини. Старая Белая Шляпа был холостяком и не испытывал стеснения в средствах: он не только щедро заплатил Хельеру, но, подумав, заказал ему еще целую группу обнаженных красавиц поменьше размером.

Главная фигура - Нэнни с вытянутой рукой в стремительном порыве преследовала удирающего Тэма О'Шентера, который верхом на своей серой кобыле Мег был изображен на резном завитке, украшающем буш-прит. Композиция вызывала всякого рода толки: многие пытались выяснить, какая же история скрывалась за выбором необычного сюжета. Протянутая рука и голова носовой фигуры несколько раз терялись во время штормов, но сразу же восстанавливались, хотя новая работа все больше уступала произведению Хельера.

Так представлял Геркулес Линтон носовое украшение клипера - фигуру Нэнни-Ко-роткая-Рубашка, вырвавшей клок из хвоста кобылы Мег. С карандашного рисунка Г. Линтона<<< Так представлял Геркулес Линтон носовое украшение клипера - фигуру Нэнни-Ко-роткая-Рубашка, вырвавшей клок из хвоста кобылы Мег. С карандашного рисунка Г. Линтона

"Катти Сарк" была украшена богато. Корпус поблескивал черной как смоль краской; кривизна - седловатость - палубы подчеркивалась двумя наложенными на борта линиями из тонкого листового полота. Тем же золотом были покрыты буквы названия клипера и порта приписки (Лондон), а также узор - переплетение гирлянд из лавровых листьев. Центром кормовой композиции была вырезанная из дерева "Звезда Индии" с многозначительной надписью по кругу: "Небесный свет указует нам путь". Под звездой красовался фирменный знак старого Уиллиса - буква W в лучах восходящего солнца. Новый клипер в конце января 1870 г. встал под приемку генерального груза на Шанхай. Первым капитаном его был Джордж Мьюди, заслуживший благосклонное внимание Уиллиса еще в роли помощника на "Твиде", а затем плававший капитаном его двух других клиперов. Капитаном "Катти Сарк" он был назначен сразу после закладки судна на стапеле (кстати сказать, крестила клипер при спуске его жена). Опытный глаз Мьюди, таким образом, мог следить за каждым куском дерева, предназначенным для постройки, и за ходом работ. Любопытно, что 40-летнего Мьюди считали староватым для назначения па новый клипер: не секрет, что жизнь на клиперах была суровой и напряженной, а управление ими - труднейшим делом!
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:17 <<< Так выглядит сейчас копия фигуры Нэнни, вырезанная из колумбийской сосны и установленная на клипере в 1956 г. Подлинник экспонируется на выставке носовых украшений в трюме "Катти Сарк", но и на нем голова и левая рука представляют собой позднейшие работы, не имеющие художественной ценности.

Итак, "Катти Сарк" наконец вышла в свой первый рейс, но слабые ветры и досадные мелкие аварии преследовали клипер почти на всем пути в Китай. Установка рангоута и такелажа обычно выполнялась верфями без тщательной подгонки. Эта утомительная и кропотливая, тонкая работа, как и выхаживание парусов, проводилась в течение первых рейсов. Даже хорошо подогнанный стоячий такелаж, вытягиваясь под нагрузкой, ослабевал, его нужно было обтягивать, чтобы каждая снасть выполняла свою роль в сложной системе оснастки судна. Это отняло немало времени. Как бы то ни было, "Катти Сарк" не установила ожидаемого рекорда, не получила премии за быструю доставку груза. Расстояние от Лондона до Шанхая она покрыла за 104 дня, уступив клиперу "Лал", который затратил на тот же путь 98 дней.

"Катти Сарк" удалось получить чартер на перевозку чая нового-урожая в Лондон по фрахтовой ставке 3 фунта 10 шиллингов за 50 кубических футов груза'. И это было не так уж плохо, потому что главные конкуренты клиперов - пароходы - только что нанесли очередной удар: неожиданно для многих продемонстрировали способность - дойти до Лондона за 60 дней. Напрасно сторонники парусного флота предсказывали, что кочегаров скосит адская работа в жару на переходе Красным морем! Суэцкий канал также "не оправдал надежд", а бункеровочные фирмы без задержки снабжали пароходы углем в Адене, Коломбо и Сингапуре. Спасало парусники то, что оставалось еще немало знатоков, которые заявляли, будто бы чай теряет свои качества в железных трюмах пароходов под действием испарений и дыма из кочегарки, начинает пахнуть антрацитом и трюмной водой.

Новый клипер погрузился и без промедлений вышел в море. У него, конечно, не было надежды оказаться первым на рынке (разве что все пароходы взлетели бы на воздух!), однако Мьюди был полон решимости обогнать своих коллег. "Катти Сарк" совершила этот переход за 110 дней, показав лучший, чем большинство чайных клиперов, результат. Однако "Фермопилы", вышедший с таким же грузом из Фучжоу, находился в плавании только 105 дней! Конечно, сравнивать продолжительность рейсов этих двух судов было бы правильнее, если бы они оба вышли одновременно из одного порта, но это служило плохим утешением.

Старый Уиллис метал громы и молнии. Вооружившись огромным увеличительным стеклом, он тщательно изучил судовой журнал "Катти Сарк", но не обнаружил ни одной ошибки в действиях капитана. И тем не менее его новое судно не поставило рекорда! Уиллиса не интересовало то, что клипер вынужден был лавировать весь долгий путь до пролива Зонд (попутных ветров не было, а встречные то и дело сменялись затяжными штилями), в Индийском океане попал в шторм и даже проходил Английский канал (добавим, и влетел в Темзу!) чуть ли не с ураганным ветром. Мьюди начал жаловаться, что ему не везет.

http://www.cross-roads.ru/cutty-surk/index.html
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:17 ЧАЙНЫЕ РЕЙСЫ

Весной следующего 1871 г. клипер, залечив раны, снова отбыл в Китай. И, конечно же, Шанхайский порт был уже весь в пароходном дыму: это пароходы забирали львиную долю подготовленного к отправке чая. Год назад первые два парохода "Дайомед Агамемнон" и "Ерл Кинг" точно так же перехватили чай и привезли его в Лондон. Многие покупатели еще по-прежнему с брезгливостью принюхивались к выгруженному с них чаю, однако истинные авторитеты на официальной пробе не смогли отличить чай, привезенный пароходами, от чая, доставленного клиперами. И вот теперь результат: учитывая большую продолжительность рейса, клиперам предложили фрахт ниже, чем пароходам: жалкие 3 фунта за 50 кубофутов! Такой фрахт буквально потряс Уиллиса: это было вдвое меньше, чем до открытия Суэцкого канала! А ведь пароходы оказывались рентабельными и при таких фрахтовых ставках, да еще ходили в Китай не раз в году, как клипера, а дважды, а то и трижды. Но, как выяснилось, чуть ли не главным их преимуществом было регулярное расписание. Клипера еще носились по океанам и никто не лишал их возможности обгонять один другого, но дальновидных дельцов уже мало интересовало, какой из клиперов ходит быстрее; им гораздо важнее было заранее точно знать, когда прибудет их груз или когда именно встанет судно под погрузку.

В 1871 г. "Катти Сарк", следуя с чаем в Лондон, миновала мыс Норт-Форленд на 107-й день плавания, т. е. не смогла существенно улучшить результат, показанный в первом плавании. Не удалось это и в дальнейшем - в последующие годы чайных рейсов. Уиллис, используя старые знакомства, еще умудрялся доставать для "Катти Сарк" груз на Шанхай, чтобы не приходилось гонять судно в балласте, но и здесь выходило, например, так, что вместо обещанных 72 дней плавание продолжалось 108. А вот владельцы "Фермопил", проявляя завидное чутье, снова и снова отправляли свой корабль не в Китай, а в Австралию. (В австралийских рейсах пароходам было труднее выживать парусные суда: на всем переходе от Дурбана до Фримантла не имелось ни одной бункеровочной станции, нередко пароходы вынуждены были ползти под парусами!)

В 1872 г. "Фермопилы" прибыл в Мельбурн за 67 дней - на неделю позже, чем в свой первый и лучший рейс. И все-таки это был блестящий пробег! Когда же после этого, наконец, "Фермопилы" оказался у причала в Шанхае одновременно с "Катти Сарк", знающие дело капитаны стали держать пари, предвкушая интереснейшее состязание. Теперь-то мог состояться клиперский рейс века, великий чайный рейс! Корабли стоили один другого. "Фермопилы" был несколько крупнее. На его счету было больше рекордов. Всякие аварии на этом корабле возникали редко, в отличие от "Катти Сарк", и, что немаловажно, ему на удивление везло с попутными ветрами. Капитан этого абердинского клипера Кембол был известен как исключительно опытный и бесстрашный судоводитель; у него были первоклассные помощники, стабильная команда, в которой все до последнего камбузника были полны решимости выиграть гонку.

"Катти Сарк" к этому моменту тоже была неплохо укомплектована экипажем. И на ее борту каждый был уверен в успехе: незадолго перед этим они на неделю обошли (с грузом чая) знаменитого "Ариэля", затем довольно легко победили всеобщего любимца "Сэра Ланселота".

Итак, оба корабля вышли из Шанхая одновременно и вскоре же попали в густой туман, в котором шли около трех суток. (У моряков считается плохой приметой начинать плавание с тумана!) Состязание проходило с переменным успехом, пока с выходом в Индийский океан "Катти Сарк" не постигло несчастье: во время шторма клипер потерял руль, только чудом уцелел рангоут.

Можно без преувеличения назвать подвигом 8000-мильный океанский переход тяжело груженного искалеченного клипера. Это в общем-то сравнительно небольшое судно, которое нередко захлестывало волной даже в благоприятную погоду, во время этого памятного шторма почти полностью погружалось под воду. Шторм был очень тяжел даже для тех бурных широт. Паруса разрывало в клочья ураганным ветром, но их сразу же ремонтировали и снова поднимали на место. Мощный удар волны вывернул деревянный руль из крючьев. Беспомощный перед лицом разъяренной стихии корабль стало качать так, словно он собирался перевернуться. Круговороты пены неслись по палубе.

Под рукой не оказалось подходящего материала, тогда капитан Мьюди приказал использовать запасной рангоут. Никого не нужно было подгонять. Сколотив некое подобие руля, его растянули тросами под кормой, а тем временем Мьюди лихорадочно соображал - как сделать руль, более похожий на настоящий. Самым сложным делом было, пожалуй, изготовление новых железных крючьев - штырей, которые вставлялись бы в петли на ахтерштевне. По счастью, принятые на борт в Шанхае безбилетные пассажиры оказались один - корабельным плотником, а другой - кузнецом. Без лишних слов они взялись за дело и работали без устали. Волны заливали импровизированную кузницу, то и дело сбивая с ног кузнеца и его добровольного помощника - практиканта, сына Мьюди. Жаровня, полная раскаленных углей, опрокинулась на грудь юноши; кузнец, которого едва не смыло за борт, получил сильные ожоги рук, - и тем не менее они закончили свою работу...

"Фермопилы" штормовал на несколько сотен миль впереди, и когда он достиг Английского канала, Кембол был уже уверен в счастливом для него исходе гонки. Естественно, ему ничего но было известно о происшедшей на "Катти Сарк" аварии. Когда же несколькими днями позже "Катти Сарк", "прихрамывая", вошла в Темзу, капитан Кембол вытаращил глаза, услыхав, что его соперник шел из штормового океана с аварийным рулевым устройством...

Для Мьюди происшедшего оказалось более чем достаточно: он оставил "Катти Сарк" и вообще парусные суда - ушел на пароходы.

Единственное фото Катти Сарк на ходу. Снимок сделан капитаном Р. Вуджетом.
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:18 Уход Мьюди заставил Старую Белую Шляпу поволноваться: все труднее становилось подыскивать опытных капитанов. От капитана клипера требовалось редкое сочетание множества качеств. Он должен был иметь железные нервы и силу воли, обладать способностью сутками обходиться без сна, не думать об отдыхе в течение долгих месяцев, противостоять любого рода соблазнам. Он должен был иметь мозг генерала и безграничные коммерческие способности. Он должен был быть капитаном-парусником, располагающим совершенными познаниями в метеорологии и океанографии, капитаном-судостроителем, капитаном-бизнесменом... Мьюди передал командование клипером Ф. В. Муру, который до того исполнял у Уиллиса обязанности морского управляющего. Мур был отменным капитаном с хорошей репутацией, но слишком долгое время не ступал на капитанский мостик. Он совершил на "Катти Сарк" только одно круговое плавание. Выйдя из Лондона 26 ноября 1872 г. с генеральным грузом на борту, уже 11 февраля 1873 г. он отдал якорь в заливе Порт-Филлип (Мельбурн). Однако другой клипер - "Томас Сте-фенс" отплыл недолей позже, а прибыл в Мельбурн в тот же день (ему повезло: он избежал шторма в Английском канале!). Из Мельбурна суда вышли одновременно и пошли с грузом угля на Шанхай. В перевозках угля принимало участие не менее дюжины первоклассных клиперов, так что волей-неволей все это было очень похоже на гонку. "Катти Сарк", приняв около 1200 т угля, пробежала через юго-западную часть Тихого океана и Коралловое море, миновала восточную гряду Филиппинских островов, затем цепочку островов Рюкю и на 41-й день пути ошвартовалась в Шанхае (на два дня опередив "Фермопилы";), однако "Хэллоуин" и "Дуэн Кэстл" проделали тот же пробег еще быстрее - всего за пять недель. Уголь был тяжелым грузом для клиперов; массивная корма "Катти Сарк", грузно оседая в воду, тормозила ход при легком ветре.

В том году знаменитые "Сэр Ланселот", "Титания", "Фермопилы" и "Катти Сарк" сумели получить в Шанхае груз чая и намечался захватывающий чайный рейс с гонкой - вопреки трезво складывающемуся мнению о преимуществе регулярных пароходных перевозок. Как и следовало ожидать, пароходы опередили парусных собратьев уже в южной части Южно-Китайского моря, так как им было "все равно", какие муссоны. дули в этот период. А погода оказалась необычайно свирепой, ветры - противными, и не оставалось никакой надежды подтвердить былую репу тацию чайных клиперов в китайских рейсах. Не было и возможности; обойти этот район внешним путем, поставив дополнительные паруса - лиселя. (Вообще, лиселя оказывали помощь, скорее, чисто моральную. Работа с ними была тяжелой и опасной, а при усилении ветра они только становились помехой. Художники, изображая на картинах мчащиеся в штормовую погоду парусники под всеми парусами, в том числе и под: лиселями, грешат против истины!)

"Катти Сарк" опять угораздило попасть в тайфун, и вновь она успешно отштормовалась, но была отброшена назад и достигла Аньер-Ки-дола только через 12 дней после того, как там побывал "Фермопилы". Капитан Кембол записал в судовой журнал, что переход "был выполнен блестяще, как всегда, - независимо от направления муссона". Мур достиг родных берегов на 117-й день; "Фермопилы" стоял здесь уже две недели. Рекорд поставил "Хэллоуин", прошедший то же расстояние за 90 дней. Правда, он вышел в рейс четыре месяца спустя, когда уже дули благоприятные муссоны. Заметим, что знатоки никогда не обсуждали чайные рейсы без упоминания времени года, в период которого суда проходили Южно-Китайским морем: было очевидной несправедливостью сравнивать рейс корабля, который легко бежал с попутным ветром, с; плаванием другого, сражавшегося с противным муссоном на протяжении 2 000 миль. Ллойдовские страховщики не зря выплачивали высокие премии тем, кто рисковал плыть в неблагоприятную пору. "Катти Сарк", например, получила повышенный фрахт - 4 фунта за 50 кубофутов, а "Хэллоуин" - лишь 2 фунта 10 шиллингов.

Мура сменил У. Е. Типтафт - моряк знающий, но не имевший таланта истинного капитана клипера. Типтафт повел "Катти Сарк" в Сидней, после чего опять-таки намечалась перевозка угля в Китай. Владельцы парусников относились к этому грузу с неменьшей ненавистью, чем к самим пароходам, но бизнес есть бизнес! Хуже было то, что чая в Шанхае не оказалось. Чтобы не терять времени, агенты Уиллиса пошли на рискованный шаг: выплатив немалые деньги за буксировку клипера на 600 миль вверх по Янцзы, направили его в Ухань. Типтафт, приняв здесь чай нового урожая, воспрянул духом. Опасный район он удачно пересек наилегчайшим путем и все-таки прибыл в Лондон только через 118 дней. И снова "Фермопилы" опередил его на две недели: это грозный Кембол совершал на нем последний рейс!

Выгрузив чай, "Катти Сарк" сразу же снова взяла курс на Австралию и совершила свой лучший рейс 1874-1875 гг., добравшись до Сиднея за 73 дня, но "Фермопилы" достиг Мельбурна за 64 дня: ему опять удалось избежать шторма, в который, конечно же, угодила "Катти Сарк"!

Соперничество двух клиперов оставалось темой дискуссий в британском корабельном мире. Старый Уиллис продолжал упрямо верить, что самый лучший корабль принадлежит именно ему, хотя для него пока и не удалось найти такого же капитана, как Кембол. Типтафт был слишком уравновешен и осторожен. Он снова принял груз чая в Ухане, снова вез ого в Лондон 4 месяца и снова проиграл "Фермопилам" (целую неделю!).

Ровно через месяц 21 ноября 1875 г. он опять отплыл в Сидней. В "ревущих сороковых" в течение шести дней "Катти Сарк" пробежала 2163 мили, т. е. делала в среднем 15 узлов. Вышедший неделей позже соперник завершил переход в Австралию па неделю раньше.

Говоря о скоростях, надо отметить, что ни один из чайных клиперов не мог в австралийских гонках тягаться с такими пассажирскими клиперами, как знаменитые "Лайтнинг" или "Джеймс Бейнс", па которых в помещениях твиндека были оборудованы каюты. Безусловно, это облегчало суда. Немало крупных клиперов было в те годы переоборудовано под быстроходные пассажирские суда: "Чемпион оф сиз", например, однажды, пробежав 465 миль между полуночными обсервациями, показал среднюю скорость около 20 узлов; суточные пробеги упомянутых "Лайтнинга" и "Джеймс Бейнса" нередко превышали 400 миль. И все-таки в 1885 г. "Катти Сарк" прошла от Сиднея до Английского канала за 67 дней, проиграв имевшему вдвое большее водоизмещение пассажирскому "Лайтнингу", который шел из Мельбурна в Ливерпуль, всего 4 дня! (Для тяжелогруженного судна, пытавшегося идти с попутным штормом, всегда существовал определенный риск быть "задавленным" волнами, которые вкатывались на палубу. Конечно же, при этом более крупный корабль с высоким надводным бортом оказывался в выгодных условиях!)

В 1876 г. Типтафту все-таки повезло: приняв чай в Ухани, "Катти Сарк" совершила неплохой переход, дойдя до мыса Старт за 108 дней, и даже - наконец-то! - обогнала "Фермопилы" (на неделю, хотя сравнение рейсов и не было убедительным). Главным было то, что фрахт ее составил 4 фунта 5 шиллингов, тогда как у других он был на фунт меньше! Старая Белая Шляпа впервые был чрезвычайно доволен и даже позволил себе снисходительно улыбаться, когда стало известно, что пароход "Гленартней" пришел с чаем из Китая всего за... 42 дня! Хуже того: такое же рекордное время затем показал "Гленирн", а за ним еще целая дюжина других паровых судов. Чаша весов все больше склонялась в пользу дымящих пароходов.

Клипера начинали брать в Китае не чай, а шелк; только восемь из них смогли получить в том 1876 г. полную партию чая! Чай как груз кончался для парусных судов. Он становился все более популярным напитком, выращивали его все больше, продавали все дешевле, ставки фрахта понижались...

В 1877 г. в последний раз "Катти Сарк" получила груз чая, но при этом фрахт уже едва покрыл стоимость буксировки по Янцзы и потерю двух новых якорей в глубоком иле реки. Все еще не желая признавать поражение, Уиллис заявил, что эта неудача - дело случая, и все-таки снова послал свой лучший клипер по проторенному пути.
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:19 В 1877 г. в последний раз "Катти Сарк" получила груз чая, но при этом фрахт уже едва покрыл стоимость буксировки по Янцзы и потерю двух новых якорей в глубоком иле реки. Все еще не желая признавать поражение, Уиллис заявил, что эта неудача - дело случая, и все-таки снова послал свой лучший клипер по проторенному пути.

В этом рейсе "Катти Сарк" чуть не оказалась на грозных мелях Гуд-вина. Это произошло на следующий день по выходе из Лондона, когда на нее обрушился невиданный по силе ноябрьский шторм. Ураганные шквалы принудили клипер укрыться в убежище - на рейде возле маяка Даунс, где уже скопилось около двух десятков судов, которые едва удерживались на якорях. К ночи рейд был полон дрейфующих кораблей, они наваливались один на другой, ломали рангоут - мачты и реи, опрокидывались. В темноте мелькали световые сигналы, все береговые шлюпка вышли в ту ночь спасать терпящих бедствие...

Беспомощная "Катти Сарк" несколько раз сталкивалась с неизвестным судном, с душераздирающим треском обрушивались вниз изящные реи и утлегари. Типтафт пытался было поставить паруса, но парусину тут же изодрало в клочья. Фальшборт был разбит, многое из вооружения порвано и унесено за борт. Подошедший утром буксир "Мак Грегор" оказал помощь клиперу, развернув его против волны. Затем появился второй буксир, и тогда удалось отвести искалеченное судно в Темзу.

Спасатели потребовали за это от Уиллиса 8000 фунтов, однако суд нашел, что вполне достаточно и втрое меньшей суммы. Несколько судовладельцев тоже стали требовать возмещения убытков, утверждая, что "Катти Сарк" сталкивалась с их судами, но привести веских доказательств никто из них не смог. (Один из них не в состоянии был это сделать только потому, что сорванное при столкновении с борта клипера и упавшее на палубу его судна название "Катти Сарк" кто-то спихнул в воду; много лет спустя старый корабельный плотник признался в своем поступке!)
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:19 НА КРАЮ ГИБЕЛИ

Хотя в первом же после ремонта рейсе в Австралию и была одержана чистая победа над "Фермопилами" (Типтафт пришел в Сидней на 72-й день, а его соперник в Мельбурн - на 74-й), можно сказать, что для "Катти Сарк" началась полоса несчастий. Урожай чая в том 1878 г. был очень плохой, все забрали ненавистные пароходы. Во время месячного и совершенно напрасного ожидания груза неожиданно скончался капитан Типтафт...

Экипаж клипера, принятого новым капитаном - Уоллесом, насчитывал 28 опытных, бесстрашных моряков. Для клипера это немного. Однако" старый Уиллис был убежден, что сокращение расходов - единственный способ выжить в неравной борьбе с пароходами. Он сократил экипаж до 23 человек, а затем даже до 19 и тут, неожиданно для себя, выяснил, что на новых четырехмачтовых барках, принимающих на борт вдвое, а то и втрое больше груза, чем "Катти Сарк", численность команды тоже не пpeвышает 20 человек... Принимая с той же командой большее количество груза, они могли "неплохо зарабатывать" даже при предлагаемых низких' ставках фрахта. Они перевозили не только срочные "избранные грузы", вроде чая, но все подряд, включая пшеницу, лес, рис, нитраты. Это были: суда работяги, и они постепенно стали делать то, что уже делали пароходы: выживать с морских дорог изящные клипера.

Старый Уиллис делал одну ошибку за другой, упрямо пытаясь искать для "Катти Сарк" груз в Китае, а "Фермопилы", взяв в Австралии груз' шерсти, повез его в Англию вокруг мыса Горн. Так была открыта "шерстяная" линия.

В конце концов, приняв джут и сахар в Маниле, "Катти Сарк" за 111 дней доставила груз в Нью-Йорк. Для последующего перехода в Лондон клиперу потребовалось 19 дней. По поводу этого трансатлантического рейса было немало споров. При опросе команды появилась даже версия, что переход занял только 10 дней. Что и говорить, моряки никогда не умаляли достоинств своих судов! (В 1952 г. один старик упрямо утверждал, что ему довелось дойти на "Катти Сарк" от Английского канала до Австралии за 54 дня, хотя подобная цифра никогда не объявлялась ни одним капитаном клипера!) Итак, чайные рейсы клиперов ушли в безвозвратное прошлое, сами они разбрелись по другим линиям (в частности, встали на Транстихоокеанскую линию), начали работать в каботаже. Старая Белая Шляпа упал духом. "Катти Сарк" интересовала его все меньше, все меньше средств отпускал он на ее содержание. Попутно он приказал уменьшить ее парусность и снять запасные рангоутные деревья. Тем самым он облегчил судно и даже несколько улучшил его мореходные качества. Вообще для большинства клиперов такое облегчение было просто необходимо. На них стали снимать самые верхние паруса и стеньги. Практически выигрыш в скорости они давали крайне незначительный. А вот обслуживание их требовало реальных расходов на содержание матросов; добавочные напряжения, возникающие в рангоуте и такелаже при несении верхних парусов в сколько-нибудь свежую погоду, приводили к увеличению расходов и затрат времени на ремонтные работы... После этого "Катти Сарк" зафрахтовали под перевозку угля для американского военного флота, патрулирующего в китайских водах. Приняв - впервые - груз угля у себя на родине в порту Пенард, клипер снова вышел в дальнее плавание, которое едва не кончилось трагически.

Капитан Уоллес был обаятельным человеком и неплохим моряком, но не смог поставить своего нового старпома - нахала Смита (он же Андерсон) на место, не сумел отказаться от присланного на клипер невзрачного и слабовольного молодого второго помощника (ко всему тот был настолько близорук, что с полуюта не мог разглядеть, что творится у фок-мачты), не учел, что с таким сбродом, какой представлял собой наспех набранный экипаж "Катти Сарк", никак нельзя было выходить в море в пятницу. Сейчас подобные обстоятельства никого не волнуют, по в 1880 г. и еще многие годы после этого выход в пятницу считался самой дурной приметой. Нашлись знатоки, предсказывающие всевозможные несчастья. Обстановка на борту была нервозной; беспечность капитана, грубость старпома и беспомощность другого помощника немало тому способствовали...

Однажды при обычной смене галса - повороте судна старпом приказал отдать фока-галс со шпиля на полубаке. Никто с полубака не ответил, приказ не был выполнен.

- Эй, вахтенный, трави галс! - закричал Смит.

И снова - ни ответа, ни исполнения, хотя именно в этот момент требовалась особая четкость и согласованность действий. Уместно напомнить, что в те годы отказ выполнить приказ расценивался как начало мятежа, ибо неповиновение при работе с парусами подвергало опасности весь корабль и находившихся на нем людей...

Старпом молнией пролетел на полубак и, выхватив рукоятку шпиля - вымбовку из рук зазевавшегося матроса, ударил его по голове. Матрос был убит. Поднялся переполох. Когда же капитан допустил очередную ошибку, позволив старпому на первой же стоянке убежать с судна, команда отказалась от работы.

Уоллес был вынужден продолжать путь, имея вахту в составе восьми практикантов и младших помощников. Но на этом несчастья не оставили "Катти Сарк". В Яванском море ее захватил штиль. Нервы у капитана были напряжены до предела, он не покидал палубы, бесцельно меряя ее шагами. Штиль казался каким-то сверхъестественным, жутким; он висел над морем, словно дурное предзнаменование. На четвертый день полнейшего штиля в четыре утра капитан Уоллес появился на палубе в страпном состоянии; он задумчиво ступил ногой на планширь, внезапно шагнул за борт, да так и не появился больше на поверхности.

Командование переходило теперь ко второму помощнику. Экипаж стал уговаривать его вести корабль с поднявшимся попутным ветром в Иокогаму, но ему, видимо, не доставало ни опыта, ни решимости. Он кое-как довел судно до Аньер-Кидола, поставил его на якорь и стал слать телеграмму за телеграммой в Лондон. Уиллис, однако, приказал выходить в море во что бы то ни стало. Тогда один из практикантов решил взять на себя командование кораблем. Остальные ученики стали исполнять обязанности штурманов. (Стоит, пожалуй, обратить внимание, что эти проплававшие на клипере по полтора - два года юноши до тех пор оставались просто дешевой рабочей силой: их родители еще платили судовладельцу деньги за обучение!)

И снова клипер стали преследовать штили, а однажды его пронесло с приливом так близко от скалистых утесов острова Суорт-дэ-Уэй, что концы реев чиркнули по камню. С приходом в Сингапур матросы поспешили разбежаться, так что "Катти Сарк" осталась и без командиров, и без команды.

Взятого Уиллисом (по совершенно безответственной рекомендации) нового капитана звали Брук. Вероятно за всю долгую жизнь клипера ото был наихудший командир. Ханжа и лицемер он оказался еще и нечистым на руку пьяницей, деспотом, допекавшим всех мелочными придирками. Его страшила трагическая судьба клипера, но больше всего на свете, как выяснилось, он боялся любого подхода к берегу! Он был неплохой моряк, но приближение к берегу внушало ему панический ужас...

Несчастный корабль ходил из порта в порт, отыскивая грузы. Из Калькутты принял груз индийского чая на Мельбурн. В Австралии взял уголь на китайские порты. Оттуда отправился на Филиппины за джутом для Нью-Йорка (благодаря "достоинствам" капитана экипаж остался без провизии задолого до того, как достиг берегов Америки). Старый Уиллис, выгнав Брука, попал в затруднительное положение. Корабль был полностью загружен нефтепродуктами и должен был идти на Семаранг (Ява), по стоял, теряя время из-за некомплекта команды. В конце концов Уиллис решил проблему, ограбив другое свое судно: с клипера "Блаккадер", которому случилось в ту пору стоять в Нью-Йорке, перевел на "Катти Сарк" капитана, старпома и большую часть команды.
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:20 Ф. Мур, не имеющий ничего общего с тем Муром, который уже командовал "Катти Сарк" ранее, нашел клипер в плачевном состоянии. Брук нагрел руки не только за счет безрассудной экономии провизии, но и за счет мизерных средств, отпускаемых на содержание корабля. Паруса и такелаж представляли собой удручающее зрелище. Был необходим серьезный ремонт, а Уиллис приказал расходы сократить и не собирался давать деньги па замену парусов. А тем временем уже оказались оплаченными всякого рода портовые сборы и даже лоцманская проводка...

"Нефтепродукты в таре", принятые на клипер, были ничем иным, как керосином в жестяных банках, поставленных по две в ящик. Естественно, плотно уложить эти ящики в трюме, стенки которого не были строго вертикальны, а дно - горизонтальным, не удалось. На качке ящики начали ходить ходуном, сразу запахло керосином. Чем сильнее была качка, тем резче становился удушливый всюду проникающий запах, налицо была явная угроза взрыва. С опаснейшим грузом корабль пересек Атлантику, обогнул мыс Доброй Надежды и, пройдя весь Индийский океан, наконец прибыл в Семаранг. Разумеется, плыл он очень долго. Он мог бы преодолеть это расстояние намного быстрее, если бы не был столь потрепан. В судовом журнале содержатся на этот счет тревожные записи: говорится о том, что ветер разрывал ветхие паруса, лопались снасти, что многих волнений можно было избежать, отнесись экипаж и хозяин должным образом к состоянию корабля. Затем "Катти Сарк" совершила переход в Индию и приняла здесь экзотический груз восточных товаров, включая пальмовый сахар и буйволиные рога. Теперь корабль благоухал запахом мелассы - черной патоки, которую источал перевозимый сахар. Когда приходилось выкачивать трюмную воду, вонь стояла одуряющая. Однако эта смесь на основе трюмной воды была использована совершенно неожиданным образом.

В кают-компании<<< В кают-компании "Катти Сарк"

Изобретательные практиканты весьма успешно удаляли из нее парафиновый налет и следы керосина, перемешивали патоку с растолченными в жиру сухарями и торжественно несли на камбуз, где совали диковинную стряпню в плиту. Растущий организм требовал калорийной пищи, которой на парусниках не баловали. Гороховый суп, отварная соленая конина (как счастливый выигрыш - кусок соленой свинины), а по воскресным дням консервированное мясо, - так выглядело еженедельное обеденное меню. На завтрак давали жидкую овсяную кашу, сдобренную заведшимися в крупе долгоносиками, а на ужин - нечто, напоминавшее мучную похлебку...

От рейда Какинады "Катти Сарк" добиралась до Темзы около четырех месяцев. Попутно капитан Мур приводил ее в порядок, так что к моменту швартовки в лондонских доках (шел июнь 1883 г.), выглядела "Катти Сарк" довольно прилично. Капитану пришлось затратить немало красноречия, чтобы заставить хозяина приобрести парусину и тросы. Тем не менее и в следующий рейс корабль вышел плохо оснащенным. Уиллис казался упавшим духом. Долгое время он надеялся, что его корабль побьет рекорд скорости в китайской чайной торговле. А теперь понял, что любимый клипер выходит из игры. "Катти Сарк" исполнилось 14 лет - "пожилой" возраст для парусника, но хуже всего было то, что конкурировать с пароходами и большими парусными судами стало невозможно. Старая Белая Шляпа перестал хвастать своим ретивым морским скакуном и потихоньку стал еще больше ужимать расходы.
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:20 ШЕРСТЯНЫЕ РЕЙСЫ КАПИТАНА ВУДЖЕТА

Тем временем капитан Мур сумел довольно хорошо проделать очередной рейс в Австралию с генеральным грузом и возвратился домой, обогнув мыс Горн, впервые с грузом шерсти. Уиллис несколько оживился, когда узнал, что его "Катти" дошла до австралийского Ньюкасла за 79 дней, а вернулась - за 82. Это было лучшее время перехода, по сравнению со всеми другими парусниками, которые шли тогда же и тем же путем. Соперники отстали, одни на две-три педели, иные - на месяц. Никто не хотел верить, что старый чайный клипер мог так ходить! Разгадка была, очевидно, в том, что в штормовых плаваниях вокруг мыса Горн, там, где другие суда вынуждены были убавлять паруса, чтобы не оказаться задавленными тяжелыми волнами, "Катти Сарк" с ее мощной кормой, низкими мачтами и усиленной оснасткой легко несла сравнительно большую парусность и хорошо шла даже с попутным штормом.' Как бы то ни было, в 1883 г. капитану и команде "Катти Сарк>> были принесены поздравления, а хозяин нежданно-негаданно хорошо заработал на аукционе шерсти. Судно, которое первым успевало к январскому аукциону, избавлялось от необходимости платить за хранение шерсти и, кроме того, получало "премию" в виде безоговорочного предоставления ему причала под погрузку-выгрузку на следующий рейс, а право подходить без очереди значило немало!
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:21 "Катти Сарк" выдвинулась в число суперклиперов, которые боролись за то, чтобы прибыть в порт разгрузки как можно раньше, - это был вопрос их существования, этого требовал бизнес. Немаловажное значение имела и гонка сама по себе: победы давали рекламу и также приносили выгоду судовладельцу.

"Катти Сарк", наконец-то, было воздано должное! Выдающихся достижений в шерстяных австралийских рейсах клипер достиг при капитане Ричарде Вуджете. Первые два плавания за шерстью совершил еще Мур, Остальные десять - Вуджет; всем им сопутствовал "потрясающий", как писали тогда, деловой успех.

Мур получал от Уиллиса на содержание клипера смехотворно мало - 200 фунтов в год. Существовала тогда странная традиция, по которой капитан должен был добавлять к получаемой сумме деньги из собственного заработка. Капитаны поневоле становились дельцами, старались использовать свое положение, чтобы делать маленький бизнес. Перевозили, например, пассажиров, занимались тем, что в наши дни именуется контрабандой: выкраивали в битком набитом судне какое-то пространство для "своего" груза (ассортимент мог быть весьма разнообразен: ликер, дамские шляпы, породистые щенки и т. д.). Пенсий в те времена не существовало, капитанам приходилось самим заботиться о том, как они будут доживать свой век после ухода на берег...

Вуджет проявил блестящие способности, командуя еще одним из самых худших судов Уиллиса: даже на 35-летней развалине "Колдстриме" умудрялся приносить доход. Он заслужил "Катти Сарк", а Старая Белая Шляпа получил двойной выигрыш.

Как упоминалось, Уиллис сократил численность экипажа на своих клиперах на треть, а кроме того, половину оставшихся членов команды стал заменять неопытными, но зато бесплатными практикантами. Едва ли не все парусники того времени были своего рода закрытыми учебными заведениями: согласно контракту с судовладельцем практиканты работали и попутно обучались морскому делу. Благодаря тому, что капитан Вуджет, как выяснилось, обладал недюжинными педагогическими способностями, 12-13-летние мальчики, выходившие в свое первое плавание на "Катти Сарк", впоследствии показывали себя много лучше иных взрослых. Им повезло: их обучал человек, одно имя которого служило лучшей рекомендацией для поступления в морской колледж. Ни один из них за все эти годы не сбежал с клипера, а ведь побеги с парусных судов того времени считались делом обычным (тем более, что в Австралии молодые люди имели перспективу и заработки). Но в конце концов никто из них и не остался на парусных судах: один за другим уходили они на пароходы. Беспримерные плавания вокруг мыса Горн были совершены, хотя и трудно в это поверить, благодаря мальчишеским рукам. Клипера выполнили свою миссию: воспитали первоклассных моряков для парового флота, создали силу, которая помогла ускорить гибель их самих...

Все труднее становилось оправдывать австралийские кругосветные рейсы, а другой работы не находилось. В течение 10 лет ежегодно "Катти Сарк" находилась в море около 5 месяцев (примерно 70 дней до Австралии и 80 дней обратно вокруг мыса Горн), пару недель принимала генеральный груз, менее чем за месяц грузила шерсть. Все остальное время уходило на ожидание груза: месяц за месяцем судно стояло в австралийских портах. Не было возможности сделать добавочный рейс, не рискуя при этом упустить шерсть, нельзя было и сокращать экипаж. Надо еще иметь в виду, что любой парусный корабль, идущий без груза, не мог обходиться без заменяющего его твердого балласта ("Катти Сарк" принимала 460 т), который и сам по себе стоил денег, даже если это был камень или морской песок. Наконец, стоило денег уложить и убрать баллист. Работа с балластом, естественно, возлагалась на практикантов; опытных моряков в тот период насчитывалось на борту не больше восьми человек!

Прошли дни несчастий, которые некогда обрушивались на судно. Вуджет содержал клипер в отличном состоянии и превосходно командовал им, совершая курьерские плавания. "Катти Сарк" той поры выполняла их так хорошо, что старый Уиллис, не потерявший навязчивой идеи, задумал сделать еще одну попытку побить "чайный" рекорд. В 1886 г. он снова отправил "Катти Сарк" в Шанхай за чаем. В последний раз! Она доставила в Китай металлолом (эта перевозка не стоила ничего!). Как и следовало ожидать, чая для клипера не оказалось - напрасно простояли здесь четыре месяца. Чтобы не опоздать за шерстью, пришлось в балласте идти на Сидней. Таким образом, рекорды "Фермопил" (от Темзы до Мельбурна - 60 дней, от Мельбурна до Шанхая - 28 дней, от Шанхая до Темзы - 91 день) так и остались непревзойденными!

Зато на шерстяной линии "Катти Сарк" не знала равных: ее официально зарегистрированные в оффисе Ллойда рекорды при плавании от Сиднея или Ньюкасла до Темзы - это 67, 69, 70 дней. Здесь был побежден и но знавший до того поражений "Фермопилы"! В 1887 г. "Катти Сарк" доставила шерсть за 71 день, на 8 суток обогнав "Фермопилы" и на 18-20 суток - средние клипера!

Сегодня в трюме Катти Сарк. Выставка носовых украшений судов ХIХ века из коллекции Длинного Джона Сильвера -капитана Дж. С. Камберса
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:21 ПУТЬ В БЕССМЕРТИЕ

Но все это - гонки, штормовые переходы, победы - оказалось напрасным. Старый Уиллис вынужден был признаться в этом хотя бы самому себе. Перевозка малого количества груза обходилась все дороже, все интенсивнее вытеснялись клипера - уже и с австралийских линий - мощными пароходами с усовершенствованными машинами. И хотя "Фермопилы", проданный в Канаду на пять лет, еще ставил рекорды в транстихоокеанской торговле и два знаменитых соперника продолжали бороться друг с другом, дни обоих были сочтены. В конце концов оба судна были проданы лиссабонским судовладельцам. "Фермопилы" стал учебным кораблем "Педро Нуньес" португальского ВМФ, а "Катти Сарк", в 1895 г. переименованная в "Ферейру" - по фамилия новых хозяев братьев Ферейра, еще много лет перевозила грузы в атлантических водах.

Снова и снова боролся клипер с жестокими штормами. Еще раз потерял руль и сотни миль шел с аварийным рулевым устройством. Во время шторма в водах Вест-Индии "Ферейру" выбросило на мель, но, вопреки пессимистическим предсказаниям, судно благополучно сошло с нее, получив лишь незначительные повреждения. Добротно сделанный корпус оставался в прекрасном состоянии. Клипер совершил еще немало трансатлантических рейсов - из Лиссабона или Опорто ходил в Рио-де-Жанейро, к побережью Западной Африки, островам Зеленого Мыса. Время от времени бывал и на родине, посещая Ливерпуль, Кардифф, Лондон...

Носовое украшение одного из наследников Катти Сарк - учебного парусного судна <<<Носовое украшение одного из "наследников" "Катти Сарк" - учебного парусного судна "Сагреш" (Португалия). Фото из журнала "Morze".

В мае 1916 г. у берегов Южной Америки "Ферейра" лишился мачт. Восстанавливать полное вооружение было дорого, клипер перевооружили баркентиной; тем не менее ее легкий и грациозный корпус хорошо шел и с уменьшенной парусностью. "Ферейре" удалось пройти невредимой через все опасности, которые подстерегали ее в первую мировую войну. Но время шло, плавания старого судна, стоящего на пороге 50-летия, становились все короче, хотя португальцы и старались содержать бывший клипер как можно лучше.

С 1922 г. "Катти Сарк" оказалась не в состоянии оправдывать свое существование в глазах судовладельцев. Корабль был слишком мал, но имел слишком большую осадку и не мог заходить в мелководные порты, обходился слишком дорого, чтобы возить на нем грузы кожи или гуано. Сказалась и послевоенная депрессия. При таких-то печальных обстоятельствах, когда судно, кончая свой последний рейс, стояло у причала в Фалмуте, а хозяева решали, как поступить с ним дальше, на него случайно обратил внимание один британский капитан, когда-то плававший на "Катти Сарк": капитану довелось пройти на ней не один рейс под командой Вуджета. Такое не забывается! И вот теперь он не верил своим глазам, узнавая в запущенном старом паруснике когда-то великолепный клипер. Ни странное название, ни чужой флаг, ни намалеванные на борту фальшивые пушечные порты не могли ввести его в заблуждение. Прикинув свои возможности, Доумен решил купить прославленное судно, тем временем ушедшее в Португалию, и постараться сохранить его. По счастью цена не оказалась чрезмерной (3750 фунтов), он стал владельцем "Катти Сарк" и отбуксировал ее к родным берегам, снова в Фалмут. Доумен восстановил клипер, превратив его в учебное судно. В его планы входило оснастить клипер полным комплектом парусов и самому выйти на нем в море с будущими капитанами. Смерть помешала осуществить чудесную мечту.

Трудно было узнать в запущенной баркентине с накрашенными портами гордый клипер. Снимок 1922 г. <<< Трудно было узнать в запущенной баркентине с накрашенными портами гордый клипер. Снимок 1922 г.

Вдова капитана подарила судно Морскому колледжу и в 1938 г. 38 клипер со старым Вуджетом на мостике отбуксировали из Фалмута к месту расположения колледжа — в Темзу и ошвартовали на бочках рядом с прославленным учебным кораблем «Уорчестер». На этой стоянке в качестве тренировочного судна-базы и пребывал он в течение всей II мировой войны, не раз находился па грани гибели — над ним ревели немецкие самолеты, вокруг падали бомбы, вздымались языки огня.

Там оставался он до тех пор, пока специально созданное Общество сохранения «Катти Сарк» не приняло решения о его превращении в национальный памятник. 10 декабря 1954 г. клипер совершил самый последний рейс — небольшой переход по Темзе к месту вечной стоянки в Гринвиче. Во время прилива судно ввели в железобетонный котлован 6-метровой глубины, а когда вода ушла и клипер сел на выставленные под днищем кильблоки, перемычку заделали.

На торцевой стенке сухого дока появилась гордая надпись: «Здесь сохраняется «Катти Сарк» как памятник своего времени, как дань уважения людям и кораблям эпохи паруса».
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:23 Расчет водоизмещения "Катти Сарк" Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:24 Схема общего расположения - разрез по ДП и план верхней палубы.
Схема общего расположения - разрез по ДП и план верхней палубы.
С эскиза, выполненного главным конструктором верфи "Скотт и Линтон" Джоном Ренни.
1 - штурвал и пост рулевого на юте; по носовому краю вдоль поручней стояли пожарные ведра;
2 - кормовая надстройка со светлым люком над кают-компанией; в носовой части - тамбур над трапом; здесь стояли бочки с солониной;
3, 5, 7 - грузовые люки; твиндечное пространство между палубами и трюм под нижней палубой простирались на всю длину судна;
4 - ростры с вельботами; впоследствии здесь появилась рубка, в которой жили боцман, плотник, парусный мастер и кок; 6 - жилая рубка, на крыше которой стояла рабочая шлюпка;
8 - кубрик команды под баком; с верхней палубы в кубрик вели два трапа с тамбурами у бортов; на бак, где был установлен шпиль (естественно-ручной) якорного устройства, вел трап в ДП;
9 - камбуз;
10- каюта младших офицеров;
11 - каюта учеников;
12 - буфет и кладовая;
13 - кают-компания и три каюты офицеров;
14 - каюта капитана с выходом в кают-компанию и на ют - к штурвалу.
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:25 По английской терминологии паруса второго яруса, т. е. наши марселя, называются топселями ("топсэйл"— парус на топе мачты), третьего т.е. наши бромселя, - "гэлант" (доблестными): далее следовали "ройял-сэйлс" — королевские паруса и "скай-сэйлс" - небесные.

1 — фок; 2 — нижний фор-марсель; 3 — верхний фор-марселъ; 4 — фор-брамсель; 5 — фор-бом-брамсель; 6 — наветренный фор-марса-лисель (фор-лисель не обозначен); 7 — наветренный (8 — подветренный: на рис. не виден) фор-брам-лисель; 9 — грот; 10 — нижний грота-марсель; 11 — верхний грота-марсель; 12 — грота-брамсель; 13 — грота-бом-брамсель; 14 — грота-трюмсель; 15 — наветренный (18 — подветренный: на рис.не паказан) грота-марса-лисель; 16 — наветренный (17—подветренный) грота-брам-лисель; 19 — бизань; 20 — нижний крюйсель; 21 — верхний крюйсель; 22 — крюйс-брамсель: 23 — бизань-бом-брамсель; 24 — бом-кливер; 25 — кливер; 26 — нижний кливер; 27 — фор-стаксель; 28 — грота-брам-стаксель; 29 — грота-марса-стаксель; 30 — грота-стаксель; 31— бизань-марса-стаксель; 32 — бизань-стаксель; 33 — грота-трисель; 34 — контра-бизань.
Текст скрыт развернуть
3
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания 10 апреля 11, в 20:26 http://www.cross-roads.ru/cutty-surk/cutty-surk-tea.html Текст скрыт развернуть
3
АНАТОЛИЙ челахов
АНАТОЛИЙ челахов 11 апреля 11, в 13:17 Рамзия,огромное Вам спасибо.Всю жизнь мечтал побывать в Лондоне,чтобы увидеть это чудо.Теперь увидел благодаря Вам.У меня нет слов.Я в восторге. Текст скрыт развернуть
2
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания АНАТОЛИЙ челахов 11 апреля 11, в 20:13 Я старалась сделать хорошее для Вас персонально!
Рада, что мой труд Вам понравился.
Текст скрыт развернуть
2
Комментарий удалён.
Джоанна 12.08 Великобритания
Джоанна 12.08 Великобритания Марина 30.05 MZ 11 апреля 11, в 20:12 Спасибо Марина за оченку.
Наш друг на сайте попросил меня сделать это, я посвятила этому один день.
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 20