На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СЕМЕНА И ПЛОДЫ НЕОБЫКНОВЕННЫХ РАЗМЕРОВ

Фото

Фото

Семена некоторых деревьев непомерно велики, а некоторые сухие плоды — настоящие великаны, которых стоило бы показывать в ярмарочных балаганах.

Из одного боба можно сварить кастрюлю супа, если сорвать его с дерева мора (Dimorphandra mora). Это самый большой боб в мире — стручок имеет 25 см в длину и 8 см в ширину и содержит один боб, который весит более ста граммов, Стертевент [111] указывает, что каждый боб имеет размеры 6 на 11 см, но Кук [23] утверждает, что они бывают и вдвое больше. Браун [15], живший в лесных дебрях Британской Гвианы, сообщает, что местные жители варят эти бобы, растирают, а потом смешивают с мукой кассавы (маниока). Вкус у них сладковатый. Фото

Однако самые большие в мире стручки дает не мора. Эта честь принадлежит лианам Entada. Лиана Св. Фомы (Е. phaseaoloides), или слоновая, в южной Азии и Океании имеет стручки до 1,8 м 6 длину и 1,5 м в ширину. Другие лианы Entada в тропической Америке, Кении (Е. pursaetha) и Австралии (Е. gigas) дают такие же стручки.

Нигерийское пуговичное дерево (Omphalocarpum procerum), достигающее в высоту 15 м, украшает свой ствол плодами, похожими на огромные пуговицы, нередко до 25 см в диаметре и 10 см в толщину. Они растут по всему стволу, плотно прилегая к коре. Когда плод срывают, то, как указывает Кеннеди [63], из сломанной плодоножки вытекает густой сок, запах которого заставляет вспомнить пивоварню. Энуин [117] сообщает, что в каждом плоде содержится около шестидесяти семян и что эти плоды едят «слоны и другие животные, в частности дикобразы». В Камеруне родственное дерево (О. anocentrum) имеет такие округлые плоды, что на нескольких местных наречиях его называют «девичья грудь».

По-своему не менее замечательны плоды дерева Durio testudinarum, произрастающего в джунглях Северного Борнео. Они окружают ствол почти на уровне земли, точно юбка. Хотя по виду они напоминают родственный им дуриан, эти плоды несъедобны.

Любой ботанический сад в тропиках непременно похвастает колбасным деревом (Kigelia pinnata), калабассовым деревом (Crescentia cujete) и пушечным деревом (Couroupita guianensis). Зрелые плоды всех трех несъедобны.

Колбасное дерево получило такое название потому, Фоточто его плоды, подвешенные на длинных плетях под ветками, походят на ливерные колбасы длиной с полметра и диаметром 10 см. Цветки, из которых они развиваются, свешиваются с веток в соцветиях, похожих на люстры, однако обычно красные воронковидные цветки раскрываются по одному и цветут недолго, а потому цветущее дерево не привлекает к себе внимания. Плодам, чтобы созреть, требуется год, и они могут совсем не завязаться, если не опылить цветки искусственно.

Названием «калабассовое» чаще всего обозначается вечнозеленое девятиметровое дерево с густой кроной, довольно неказистое и, безусловно, не заслуживающее культивирования – разве только ради больших круглых и овальных плодов, которые жмутся к веткам под листьями. Стэндли [106] пишет, что в Центральной Америке эти плоды достигают максимум 30 см в диаметре, а затем добавляет:

«Сначала только диву даешься, каким образом дерево выдерживает такое бремя плодов, похожих на тыквы, хотя и зеленого, а не желтого цвета. Оболочка этих плодов играла важнейшую роль в домашнем хозяйстве первобытных общин, так как в Мексике и Центральной Америке она повсюду использовалась для изготовления чашек, бутылок и всевозможной кухонной утвари. Чашки, особенно те, из которых в старину пили шоколад (в некоторых местностях они сохраняются и сейчас), часто бывают украшены сложными узорами. Очевидно, такие чашки были в числе тех предметов, которые в первую очередь привлекали внимание испанских пришельцев».

В настоящее время в Центральной Америке из плодов калабассового дерева изготовляют, в частности, маракасы — наполненные семенами погремушки с ручкой, которые используются в латиноамериканских оркестрах.

Многие авторы смешивали плоды калабассового дерева с плодами обыкновенной тыквы (Lagenaria siceraria – ползучей, или бутылочной, тыквы), которая вовсе не является деревом, а представляет собой травянистое растение.

Родина пушечного дерева – Британская Гвиана, но его разводят во многих странах из-за своеобразных цветков и плодов. Цветок диаметром 15 см состоит из восьмисантиметровой «вышитой желтой подушечки для булавок», окаймленной шестью розовыми мясистыми лепестками. Он похож не то на мышеловку, не то на гребенку, воткнутую в щетку. Цветки всегда растут прямо на стволе. Когда наступает время цветения, на стволе вырастают особые цветоножки. С каждым годом они становятся все длиннее по мере того, как к соцветию прибавляется все больше цветков. Ствол взрослого пушечного дерева покрывают сотни таких соцветий. Плоды, или семенные коробочки, представляют собой круглые шары от 10 до 18 см в диаметре, красновато-коричневого цвета, свободно свешивающиеся со ствола на толстых плетях. Когда дует ветер, эти твердые шары начинают стучать друг о друга и о ствол, и их грохот можно принять за пушечную канонаду.

Плод ложного мускатного ореха, тропического африканского дерева (Monodora myristica) высотой до 25 м, также представляет собой толстую несъедобную семенную коробочку. Бэттиском [11] сообщает, что эти чрезвычайно твердые, гладкие, деревянистые, черные шарообразные плоды достигают в диаметре 30 см. Хьерн указывал, что эти плоды бывают величиной от апельсина до «человеческой головы».......

ОРЕХИ С СЕЙШЕЛЬСКИХ ОСТРОВОВ

Фото

Фото

Если, оказавшись под сейшельской пальмой (Lodoicea maldivica), когда с нее падают орехи, вы останетесь целы и невредимы, считайте, что вам очень повезло. Ее плоды весят от 13 до 18 кг, и на одном дереве таких гирь бывает до семидесяти. Каждый орех имеет в окружности более метра, и, для того чтобы созреть, ему требуется шесть лет. Так развивается самое большое семя в мире растений, однако не самый большой плод (см. о плоде хлебного дерева в разделе «Съедобный-рассъедобный»).

Иногда его по ошибке называют двойным кокосом, но это вовсе не кокосовый орех. Этот орех растет на веерной пальме, имеющей мужские и женские особи, тогда как кокосовый орех растет на перистой пальме, у которой каждое дерево двуполое. Внешняя кожура сейшельских орехов гладкая, коричневая, в 2 см толщиной, она трескается и спадает; толстая зеленовато-желтая скорлупа состоит не из двух половинок, а из нескольких долей. Обычно плод имеет две доли, иногда три и очень редко шесть. Фото

В десять-двенадцать месяцев плод достигает своей максимальной величины, и именно в это время его едят. Желеобразная мякоть этого ореха «считается лакомством на всех Сейшельских островах. Она бесцветна, практически безвкусна и только иногда имеет легкий ореховый привкус... С этого момента мягкий желеобразный эндосперм постепенно затвердевает в ткань, напоминающую слоновую кость» [36].

В течение многих веков этот орех, который иногда называют «коко-де-мер», был интригующей загадкой. Он тяжелее воды и тонет, но, когда верхняя оболочка спадет, а внутренность его сгниет, он всплывает.

В седую старину моряки подбирали эти орехи по берегам Индийского океана, куда их заносили морские течения, но средневековые мудрецы не знали, к какому царству их отнести – животному, растительному или минеральному. Их родиной называли Мальдивские острова, расположенные на пятьсот километров южнее Цейлона; рассказывали, что они растут на деревьях в подводных садах возле Явы, но, когда ныряльщики пытаются добраться до этих садов, они исчезают. Когда же деревья поднимаются над водой, на них поселяется грифон, который пожирает всех людей, осмеливающихся приблизиться к ним. (В свободное от этого занятия время грифон улетал на ближайшую твердую землю и питался там слонами).

Эти орехи ценились чрезвычайно высоко. Суеверие наделило их волшебными свойствами, превратило в могущественный талисман, панацею от всех болезней, противоядие от всех ядов, защиту от врагов и могущественный афродизиак. Хукер утверждает, что некоторые монархи предлагали нагруженный корабль за один орех! Простолюдинам запрещалось владеть ими. Рудольф I Габсбург готов был заплатить четыре тысячи золотых флоринов за один-единственный орех!

Дуриан — опасный и восхитительный

Фото

Фото

Плод дуриана (Durio zibethinus) — не только самый опасный плод в мире (особенно если покрытый шипами двадцатипятисантиметровый шар в 4 кг весом свалится вам на голову); кроме того, он, пожалуй, единственный плод в мире, ради которого те, кто к нему пристрастился, готовы рисковать жизнью.

Дуриан — это высокое и толстое малайское дерево с мощными досковидными корнями, его плод знаменит своим запахом — чрезвычайно неприятным, особенно при первом знакомстве. Корнер пишет: Фото

«Запах плодов в период их созревания привлекает диких животных из самых дальних окрестностей. По-видимому, лучшие плоды достаются слонам, а остатками наслаждаются тигры, олени, кабаны, носороги, гауры (дикие буйволы), тапиры и обезьяны. В тех местностях Паханга, где дуриан встречается часто... малайцы и сакаи строят помосты на деревьях на высоте, недоступной слонам, и спускаются по лестнице, чтобы подбирать плоды, как только они упадут. Рассказывают много историй о малайцах, которые не успевали схватить плод, как их самих схватывали слоны».

 

 

 

Круглые или яйцеобразные плоды весом 3—4 кг, а то и больше свисают с ветвей на гибких плетях. Их толстая твердая кожура густо усажена жесткими острыми колючками длиной в сантиметр. Корнер пишет: «Плод развивается около трех месяцев, но полная спелость наступает, только когда он падает с дерева; тогда он лопается и распадается на пять частей». Фото

Мнения о вкусовых качествах сочной кремообразной мякоти, которая окружает в каждой доле от одного до четырех семян, чрезвычайно расходятся. Малайцы очень ее любят. В «Тропическом садоводстве» Макмиллан [72] утверждает, что дуриан ценят и некоторые европейцы, научившиеся не замечать его запаха. Дуриан описывали так: «Напоминающий бланманже, восхитительный, как свежевзбитые сливки».

А. Уоллес считал, что «стоит совершить путешествие на Восток» только для того, чтобы попробовать дуриан. Он писал: «Наиболее близкое представление о его вкусе может дать сливочный крем, сильно сдобренный миндалем, но иногда в нем чувствуются легкие оттенки, ассоциирующиеся со сливочным сыром, луковой подливкой, хересом и другими не слишком гармонирующими друг с другом блюдами и напитками. Кроме того, его мякоть обладает особой, ни с чем не схожей вязкостью и нежностью, которая увеличивает его изысканность. Дуриан нельзя назвать ни кисловатым, ни сладким, ни сочным, но эти качества ему и не нужны, так как он – само совершенство. Чем больше его съедаешь, тем труднее остановиться».

Можно привести и далеко не столь лестный отзыв о дуриане. Кто-то сравнил дуриан с «французским кремовым пирожным, которое протащили через канализационную трубу».

В сушеном виде он восхитителен и на вкус европейца......

ПЛОДЫ-КИНЖАЛЫ

Фото

Фото

Кинжалообразные или змеевидные стручки всегда привлекают внимание к дереву, на котором они висят. Одно из таких наиболее грозных деревьев — это владыка малайских лесов высотой 18 м и более, которого Корнер называет «деревом Дамокла» (Oroxylon indicum). Саблеподобные стручки длиной от 0,6 до 1,2 м и шириной 8 см, изогнутые, как ятаган, висят на самых кончиках, безлистых веток. Их вес таков, что ветви гнутся.

В Малайе, кроме того, растет кинжальное дерево (Pajanelia longifolia) с полуметровыми стручками, собранными в пучки. Вначале они зеленого цвета, но, созревая, буреют.

Малайское змеиное дерево (Stereospermum fimbriatum) получило свое название из-за шестидесятисантиметровых болтающихся стручков, которые свиваются в широкие свободные кольца.

 

 

Когда созревают семена трансваальского парчового дерева (Cassia abbreviata), его покрывает такое количество шестидесятисантиметровых стручков, что, по свидетельству Палмера и Питмена, кажется, будто оно плачет – но не слезами, а длинными тонкими колбасами. Однако его репутацию спасают желтые цветки, которыми оно окутывается в таком изобилии, что его приходится признать «одним из эффектнейших деревьев». Фото

Свечное дерево (Parmentiera cereifera), шестиметровый вечнозеленый уроженец Панамы, покрывается пятисантиметровыми белыми воронками цветков, растущих непосредственно на стволе и ветвях. Их сменяют болтающиеся цилиндры гладких, мясистых белых или желтоватых плодов, которые могут достигать в длину метра, хотя в диаметре имеют не больше 2 - 3 см. Для домашнего скота это лакомство.

Редечное дерево (Moringa oleifera) получило это название из-за вкуса своих корней, хотя оно и не состоит в родстве с вышеупомянутой культурой. Это ломкое индийское дерево замечательно тем, что круглый год выпускает белые цветки-мотыльки, из которых развиваются трехгранные похожие на кинжал стручки длиной от 30 до 45 см. В Индии молодые стручки этого дерева едят как овощи.

Висячие плоды еще одного малайского дерева (Heterophragma adenophyllum) могут нагнать жуть на случайного прохожего: они слегка изогнуты, и, когда дует ветер, создается впечатление, будто они, извиваясь, ползают по дереву. Длина их достигает 60 см и более. Большие желтые чашевидные цветки довольно непривлекательны......

Картина дня

наверх